Что такое крутящий момент двигателя?

Многие автомобильные журналы, делая тест-драйв очередной новики, среди прочих характеристик непременно любят подчеркивать такой интересный параметр, как крутящий момент двигателя. Действительно, то и дело приходится слышать: вот у этой нового нисан GTR крутящий момент повысился на 10%, а у свежей модели Феррари он наоборот упал, зато выросла максимальная скорость. Вот и получается, что стороннему наблюдатели данные факты мало о чем говорят, хотя при должном понимании вещей любой смог быть для себя определить хорошо это или плохо.

Собственно, если вы для себя решили, что пора наконец-то разобраться, — что такое крутящий момент? — мы вам непременно поможем. Любой автомобильный двигатель характеризуется мощностью, а она зависит от двух величин: оборотов и крутящего момента. Если попытаться хоть немного вспомнить школьный курс физики, то вам на ум непременно должна прийти работа, которая равняется силе помноженной на расстояние. В случае же двигателя внутреннего сгорания, силой можно было бы назвать крутящий момент, который, кстати изменяется в ньютон-метрах, а производной от расстояния – число оборотов.

Следовательно, логично было бы предположить, что большой крутящий момент не всегда означает высокую мощностью двигателя, а значит гоняться за высокими характеристиками данного параметра отнюдь не стоит. Обычный двигатель легкового автомобиля развивает предельный крутящий момент при 4-4.5 тысячах оборотов в минуту.

krutyashij-moment-dvigatelya

Высокий крутящий момент на относительно низких оборотах вызывает ощущение мощного двигателя. К примеру, если двигатель способен при 3000 выдать максимальные нютон-метры, то при езде по городу вы будете относительно быстро стартовать, не давя педаль газа на полную мощностью. Если же максимальный момент будет развиваться на 5000 об/м, то мотор будет выдавать чрезмерно высокую мощность и разгон с места будет либо слишком быстрым, либо слишком медленным. В итоге управлять автомобилем, у которого параметры крутящего момента становятся максимальными на повышенных оборотах, станет весьма некомфортно.

Зависимость крутящего момента

Для того чтобы почувствовать всю силу крутящего момента, нужно две вещи: объем и мощность. Чем больше литров в двигателе, тем больший крутящий момент будет на низких оборотах, тем удобнее стартовать с места. Но в месте с тем, если в авто установлена система турбонаддува, то высокий момент можно получить и на относительно высоких параметрах частоты вращения коленчатого вала. И все же, говоря о крутящем моменте и о том, что старт с места более удобен на низких оборотах, мы совершенно забываем о том, что все эти моменты и обороты неминуемо трансформируются коробкой передач.

Значит, все ощущения являются сугубо субъективными потому как, грамотно сконструированная трансмиссия делает управление машиной весьма удобным при любых параметрах мотора.