Деятельность компании и присадки для масел Shell

Ferrari_shell_oil

«Феррари» у многих автомобилистов ассоциируется с такими именами, как Энцо и Шумахер, к которым можно добавить еще одно громкое название «Шелл» — старейший партнер спортивной команды марки, начиная с 1930-х годов. В общую копилку сотрудничество принесло не менее 140 побед на Гран-при и 9 кубков. В программе Shell Formula One участвует порядка пятидесяти инженеров, трудящихся в исследовательских центрах Германии и Великобритании. На каждом этапе чемпионатов мобильная лаборатория Shell проводит замеры и практические испытания своей продукции. Компания использует оригинальную моторную смазку Shell Helix Ultra, сертифицированную Феррари для своих машин класса Гран Туризмо.

За техническим симбиозом знаменитого чемпионата наблюдают специалисты, а информация о процентном содержании присадок для масел в формульных моторах держится в строжайшем секрете, ведь действует подписка работниками о неразглашении. В связи с этим руководитель одного из подразделений Shell, Лиза Лилли, может лишь ориентировочно описать интересующимся журналистам происходящее в моторе болида. Масло совместно с присадками движется по масленым каналам быстрее, чем сам автомобиль Ф1 по трассе. Коленчатый вал вращается со скоростью порядка 20.000 об/мин, а поверхность поршней нагревается до 300 градусов. Силовой агрегат серийной гражданской машины на таких режимах работать не способен, но для формульного это является нормой. Масляная жидкость должна поглощать тепло и смазывать движущиеся детали таким образом, чтобы на преодоление сил трения расходовалось как можно меньше энергии.

get-inside-ferrari-with-shell

Погоня за лошадиными силами обходится дорого, если учесть внедренные правила об обязательном использовании одного двигателя на двух гонках подряд. Поэтому инженеры фирмы анализируют масло не реже 40 раз на протяжении гоночного уик-энда. В процессе эксперимент проводится посредством оптического эмиссионного спектрометра, называемого OES. Им рассчитывают количество металлических частиц в составе, а именно отслеживают износ мотора без его разборки. Схожие правила действую и для топлива, но они менее требовательны, чем к маслу. Химические специалисты компании Шелл разрабатывают новые технологии, подвергающиеся дальнейшей обкатке и адаптации к серийному продукту. Что касается цифр, оснащение мобильной лаборатории компании оценивается сумму, равную 16 млн. фунтов. Она базируется на верхнем этаже, образующимся при помощи слияния двух полуприцепов. Стоит отметить, что сторонние конкуренты довольствуются меньшим количеством персонала и пространством рабочей площади.

В автомобиле Ф1 все жидкости, кроме тормозной, производятся компанией Shell. Химический состав топлива контролируется в модульной лаборатории, а исходный компонент отдается на утверждение в ФИА: ее регламент категорически запрещает использование присадок для повышения мощности болида. Поэтому доля компонентов с кислородсодержащими элементами ограничивается уровнем 5,75% от общей массы гоночной машины. Заливаемое горючее тестируется методом газовой хроматографии, чтобы оно полностью соответствовало нормативам на каждом этапе и при этом обеспечивало максимально возможную эффективность работы силового агрегата. Это своеобразный «допинг-контроль», когда никто не застрахован от злоупотреблений и нечестную командумогут  дисквалифицировать из-за выявленных отклонений.