История автомобильного завода ТагАЗ

Первым российским предприятием, собирающим иномарки, стал Таганрогский автомобильный завод. Его история началась в 1995 году, когда коммерческий банк «Донинвест» стал главным партнером предприятия, ранее имевшего название «Донавто-95». Владелец этой компании, Михаил Парамонов в то время удачно организовал производство марки «Олдсмобиль». В следующем году стали собирать всем известную Daewoo Nexia, которую с моделью Espero собрали в количестве, равном 30 тысяч авто. По планам завода на 1998 год с конвейера должно было сойти 25 тысяч машин, однако получилось всего 13.

tagaz-vega

Таганрогскому заводу был нужен иностранный партнер, которым стал корейский производитель Daewoo. При объединении предприятие стало расширяться и в конечном итоге приобрело сборочный цех стоимостью 260 миллионов долларов в виде вертикального конвейера, не имевшего тогда аналогов в мире. В него входила сварка, окраска и сборка автомобилей. Цех запустили в работу в 1998 году и первой выпускаемым в нем российским автомобилем стал «Донинвест-Ассоль». Далее последовали «Кондор», «Дэу-Леганза», «Орион», продажи которых были крайне тяжелыми из-за разразившегося в то время российского дефолта. Также данный период характеризуется потерей корейского партнера, что связано с экономическим кризисом и спадом продаж. Казалось, отличный в перспективе завод при мощности 180 тысяч автомобилей в год простаивает в ожидании лучших дней.

Михаил Парамонов не сдавался и в итоге нашел нового французского партнера в лице концерна Peugeot-Citroen. Однако совместный выпуск модели Berlingo под именем «Донинвест Орион-М» продолжался недолго. Французы сотрудничать отказались, ссылаясь на нецелесообразные и невыгодные условия соглашения для производства. Следующим партнером предприятия стала компания Hyundai, при помощи которой освоили выпуск на Таганрогском предприятии модели Accent предыдущего поколения. Результат – 8 тысяч машин за год, что вполне неплохо на фоне предшествующих убытков. Следующим успешным проектом в 2004 году стала Hyundai Sonata также в прошедшем исполнении. Вслед за ней последовали легкий внедорожник Santa-Fe Classic и Elantra XD, отличающиеся стабильным уровнем продаж.

tagaz_tiger

После приобретения у компании Ssang-Young лицензии на производство ее моделей завод с 2008 года стал выпускать машины под брендом «ТагАЗ». По прошествии некоторого времени Таганрогский завод стал выпускать автомобиль собственной разработки «Вега», к сожалению не увенчавшиеся успехом. Представительство «Джи-Эм-Деу» обвинила отечественный завод в нарушении прав и патентов на производство данной модели. Причина кроется в незаконном «копировании» автомобиля Chevrolet Lacetti, который имеет много сходств с «Вегой». Скандал на всю страну вновь погрузил «ТагАЗ» в глубокий кризис. Партнерство с китайскими компаниями было хуже корейских отношений и также не увенчалось успехом. В настоящее время, несмотря на различные судебные тяжбы, завод пытается выйти из кризиса, однако это не совсем получается.