История о том, как Грачик в ралли участвовал

Невозможно передать, что чувствуешь, когда руль становится пустым оттого, что колеса автомобиля уже в воздухе, а ты видишь, как медленно, словно в замедленной съемке под твоей машиной открывается пропасть, в которую ты неудержимо валишься. И ты ничего уже не можешь поделать, но видишь все мельчайшие детали происходящего.


На культовом допе Лумиваара (знаменитый «Карельский Нюрбургринг») наш Opel Astra по прозвищу Грачик соскользнул с траектории именно там, где один из участников еще накануне, во время ознакомления с трассой, не только свалился с дороги, но и прихватил с собой снежный бруствер. Я сматерился, а Света сказала: «Ой» (все-таки девчонки более воспитанные). И все!

Потом земля перевернулась и ударила нас по голове. Что-то треснуло, и стало совсем темно и тихо. Света заметила: «Дима, ведь если я отстегнусь, то упаду на голову?» Я ответил: «Конечно» и руками вытащил ее ноги из-за торпеды, спустил на крышу, на которой сидел на корточках, после чего щелкнул замком ее ремней. А как все начиналось…

Ралли Яккима – это снег, мороз и елки. Карельский перешеек, однако. На первую гонку сезона мы выдвинулись, едва успев прикрутить к нашему боевому Opel Astra новую кулачковую коробку передач. Она оказалась у нас в руках за неделю до выезда. Рождество, знаете ли, свято для англичан из компании Quaife.

Первая секция прошла в темноте. Как мы ехали, я не вполне в курсе, потому что ничего не видел. Покупать дорогую «люстру» (дополнительный свет на капот) мы не стали. Впрочем, так даже лучше, поскольку в желтом свете галогенных фар 1993 года выпуска белый желоб дороги еще видно, а вот елок как бы уже и нет: ехать не так страшно, как со светом. Так, сдуру да сослепу, мы и залетели на чахленьком серийном движке на 25-е место абсолюта (впереди пяти полноприводных Evo и Impreza) и на пятое из 20 в нашем классе.

Машина не управляется вовсе, а я – кретин, что не сказал об этом раньше: вовсе не обязательно было сносить елки в Карелии неуправляемым авто. Но я-то думал, что это просто руки у меня крюки и нечего на зеркало пенять, а машина априори в порядке.

Вскрытие и промер показали, что задние колеса стоят у нас как попало (а мы то думали, что английскую гоночную балку не надо проверять), а у передних после аварии все углы уехали куда-то в космос. Что узкие зимние диски с проставками имели вылет около 10 мм вместо нормальных 50 (!), а гидроусилитель работал наоборот, усиливая толчки от колес. Как мы удержались на дороге, непонятно. И как в этой гонке приехали третьими в классе из 10, тоже. Вот так в ралли и бывает: ехали всю гонку поперек дороги, но в итоге приехали в призеры!

Перед первым летним ралли «Голубые озера» мы выставили нормальные углы и вылеты на колесах, покрасили машину в цвета нашего спонсора Internet Explorer (что дает не меньше секунды с километра) и починили гидроусилитель. Еще у нас теперь новый штурман Олеся Ябломович. И вот наконец-то тележка «Грачика» помчала. Первые же пять километров допа показали, что шасси работает как надо, и теперь нам нужно сил 220-240, как у нормальных пацанов в нашем классе, а не 130 или сколько их там.

Едем легко. Газ не отпускаем вообще, рулим короткими движениями. Кайф: машина едет прямо-таки сама. Но через 5 километров после старта кончился гидрак – порвался приводной ремешок. 35 боевых километров по грунту без усилителя – отличное лекарство от скуки, скажу я вам. К концу первой секции я уже мог бы вынуть правую руку из плеча…

Но не пришлось. Усилитель починили и помчали на все оставшиеся деньги. Однако 30 потерянных из-за гидрака секунд нагнать не успели и остались четвертыми. Жаль. Впрочем, это не так ужасно для машины с гражданским двигателем на такой чертовски быстрой гонке, где средняя скорость даже с нашим педальным приводом составила 112 км/ч. Что же, «Грачик» наконец-то готов принять мощный мотор. И мы его уже ищем. Оставайтесь с нами: то ли еще будет? Ведь это ралли. Тут бывает даже то, чего не бывает.

Шестой СУ прошел в таком тумане, что и на 100 метров ничего было не видать, и там мы приподнялись еще до 22-го места. А потом была кристально чистая Лумиваара. Вот на ней мы и снесли ель сантиметров 15 в поперечнике. Слава Богу, все живы. После Карелии наш Opel слегка разогнули (не до конца, потому что в процессе «Грачик» сломал кузовной стенд ниссановского сервиса, где правят рамы «Патрулей»), и мы отправились в Псков.

Свету, которую ралли слегка утомило еще до Карелии, наши кульбиты окончательно разочаровали в автоспорте, и экипаж распался. Штурманом ко мне сел создатель «Грачика» и мастер спорта международного класса Антон Зиманов. Гонка растаяла. Температура за пару дней до ралли поднялась до +5, и пошел натурально дождь. На проезжих дорогах вылез наружу асфальт, а задворки, где прокладывают раллийные трассы, превратились в месиво. При моем пилотировании на черепашьих скоростях у Антона оставалось достаточно времени, чтобы в процессе чтения стенограммы, поболтать о том, да о сем.

Поинтересовался у меня, например, а куда это я, собственно, еду? А я и не в курсе. Потому что куда едет «Грачик», я без малейшего понятия. Он едет куда угодно, но только не туда, куда надо. И под подачу, и под сброс, и на ровном газу машину мотыляет по дороге от края до края, и на траектории я оказывался редко – лишь когда случайно ее пересекал. И, хотя пару раз Антон назвал меня нехорошими словами, надо отдать ему должное, меня он при этом не побил.