Как лось людей спасает – лосиный тест

В детстве многие из нас слышали или читали историю о том, как гуси своим шумом разбудили стражу и спасли Древний Рим, когда вражеские лазутчики ночью поднимались через стену. Так и в жизни наших современников, казалось бы, смертельная угроза может исчезнуть благодаря одному-единственному лесному обитателю.


Moose_Test_Elk_Test

Во второй половине 90-х годов ушедшего XX века компания Мерседес-Бенц, стремясь занять место в набиравшем популярность секторе компактных автомобилей, спроектировала небольшую модель А-класса. Но, поскольку даже маленький Мерседес должен оправдывать свое название, то и сохранению жизни и здоровья водителя и пассажиров было уделено особое внимание. Так, была изменена компоновка агрегатов, чтобы относительно просторный кузов оставался еще и безопасным. Но при динамических испытаниях машину (а заодно и создававших ее инженеров) поджидал пренеприятнейший сюрприз – А-класс с треском провалил «лосиный тест»- машина сделала кувырок.

В странах Скандинавского полуострова в лесах обитает множество лосей и встреча с этим животным на дороге не такая уж и большая редкость. Чтобы избежать столкновения, водителям приходится резко выворачивать руль, а затем также быстро возвращаться на свою полосу движения. И все новые автомобили еще на предсерийной стадии проходят такую проверку. На Мерседесе высокий центр тяжести из-за особенностей конструкции и короткая колесная база соединились в гремучую смесь. При таком маневре на высокой скорости машина теряла устойчивость и для неопытного водителя могла стать смертельно опасной. В прессе разразился грандиозный скандал, и только ленивый не упрекал руководство немецкого автогиганта за такой досадный промах.

Moose_Test_Car_Test

Решение руководства было почти беспрецедентным – все Мерседесы А-класс стали штатно оснащаться системой электронной стабилизации (ESP). Цена будущей покупки для потенциальных владельцев осталась на таком же уровне. Поскольку ни положение центра тяжести нельзя было снизить, ни увеличить колесную базу (колеса и так были расставлены практически по углам), то был выбран другой способ придания устойчивости. Датчики, измеряющие параметры движения, мощный микропроцессор и тормозную систему соединили воедино. Когда умная электроника «понимала», что автомобиль становится неустойчивым (при резком повороте, да и просто на скользкой дороге) она без участия водителя сбрасывала газ и по необходимости притормаживала одно или несколько колес.

Машина с таким помощником уже вела на дороге намного лучше и сумела пройти все необходимые проверки для допуска в массовое производство. До этого момента всякие вспомогательные электронные системы для облегчения вождения оставались атрибутом дорогих автомобилей и оставались достаточно редкими. Так, более простая противобуксовочная система появилась в конце 80-х и штатно устанавливалась на машины люкс-класса (такие, как BMW-750). Более продвинутое электронное устройство уже представляло следующий уровень активной безопасности. Кроме Мерседеса А-класса ESP получил и следующий «малыш» — Смарт (у которого колесная база была еще меньше).

moose_test

Сами интеллектуальные системы стабилизации с этого момента стали непрерывно совершенствоваться, становясь все доступнее. В настоящее время оснащение новой модели электронным ангелом-хранителем де-факто превратилось в стандарт. И даже новый Додж Вайпер, который раньше не имел никаких страховочных компонентов, увидит свет, только получив все необходимые средства динамической стабилизации, давно стоящие на всех современных одноклассниках.