Как проверить кислородный датчик?

Экологические нормы, которые предъявляются к современным автомобилям, обязывают производителей предпринимать меры по уменьшению вреда, наносимого выхлопными газами. В этих целей был придуман каталитический нейтрализатор, снижающий токсичность выхлопов. Однако работа катализатора эффективна лишь при точном соотношении воздушно-топливной смеси. Современная норма составляет соотношение воздуха к топливу примерно 14 к 1. Чтобы выдерживать это соотношение в широком диапазоне мощностей, используется универсальный кислородный датчик (лямбда-зонд).

Для чего нужен кислородный датчик?

Это важный элемент современного ДВС, оснащенного электронной системой управления. Если кислородной датчик будет неисправен, то в цилиндрах будет происходить неправильное образование смеси, в результате машина будет работать с плавающими холостыми оборотами, и увеличится расход горючего. Возможно также, что не удастся завести двигатель машины, если он сильно изношен. Кислородным датчиком анализируется содержание кислорода в выхлопных газах и подается сигнал в бортовой компьютер, тем самым регулируется объем воздуха, подающегося в цилиндры, и его сигналы принципиально важны для работы инжекторного двигателя.

proverit-kislorodnyj-datchik

Принцип работы лямбда-зонда

Датчик находится в среде с выхлопными газами, анализируя их состав. Он наполнен специальным проводящим веществом, продуктом синтеза 2-х химических элементов. Когда эти вещества прогреваются до рабочей температуры, кислородным датчиком передаются данные о качестве смеси и содержании в ней воздуха за счет изменения частоты выходного сигнала. Иногда возникают ситуации, когда датчиком передается неверная информация, в результате чего повышается расход топлива, ухудшается динамика разгона автомобиля. При подобных симптомах требуется заменить кислородный датчик, но предварительно убедившись, что причина кроется именно в нем.

Проверка работоспособности кислородного датчика

При неисправностях датчика появляются проблемы с катализатором, который работает в усиленном режиме. Большинство водителей не меняют катализатор, а убирают его, либо просверливают (пробивают) в нем сквозное отверстие. Недостаточно простого удаления катализатора, так как на приборной панели может загореться индикатор CHECK. Лямбда-зондом будет осуществляться неверная передача данных, так как без катализатора в выхлопной системе не будет создаваться рабочее давление и он не будет успевать прогреться до рабочей температуры. Рекомендуется в этом случае вместо катализатора ставить пламягаситель.

Самостоятельная проверка датчика будет неполной. Можно визуально оценить его внешнее состояние и загрязненность сажей. Для более тщательной проверки используется вольтметр, осциллограф и другие диагностические приборы. При измерении вольтметром переменного тока должны наблюдаться пульсации напряжения уровнем до 1 вольта, и при увеличении оборотов двигателя частота пульсаций должна возрастать. Если пульсаций нет или они плохо различимы, то датчик, скорее всего, неисправен или забит продуктами горения. Обычно срок сружбы датчика на российском топливе составляет около 30-50 тысяч километров пробега. На СТО проводиться комплексная проверка работоспособности двигателя, включая работу кислородного датчика, поэтому для проверки эффективности работы лямбда-зонда лучше все же обратиться на СТО.