Как управлять автомобилем с механической коробкой передач?

Умение пользоваться МКП (механической коробки передач) в различных условиях, к которым относится и состояние полотна дороги, и рельеф местности, поможет избежать неприятностей в виде заносов, буксований, откатов, наездов и связанных с этим последствий. Навыки управления автомобилем в сложных дорожных и погодных условиях приходят со временем, но лучше некоторые теоретические моменты все же знать. Рассмотрим принципы управления автомобилем с механикой в разных ситуациях.


avto-s-mkp

  • Сухая дорога

Сложностей пользования автомобилем с МКП практически нет. Подъезжая к перекрестку, снижать скорость лучше, не переключаясь на низшую передачу. Надо снизить обороты двигателя (убрать газ) и притормозить, затем, когда автомобиль остановится, включить низкую передачу и продолжить движение.

  • При гололеде или дожде

Когда покрытие дороги скользкое, тормозной путь увеличивается, транспортное средство неустойчиво. Надо снизить скорость движения, чтобы можно было контролировать углы заноса и быть готовым совершить маневр при возникновении аварийной ситуации. Трогаться с места надо мягко, с легкой пробуксовкой сцепления при включении понижающей передачи.

Резких движений на скользкой дороге делать не надо, особенно при торможении: сначала снижаем обороты двигателя (убираем газ) и выжимаем сцепление, затем переключаемся на низшую передачу и плавно включаем сцепление. Такое торможение называется «торможение двигателем», которое снижает вероятность блокировки колес, происходит плавное замедление хода. На многих автомобилях есть АБС (антиблокировочная система), что позволяет делать маневр торможения более безопасным. Но и ABS — не панацея.

Нельзя резко поворачивать руль, чтобы не допустить опасного заноса, в поворот надо входить плавно на низкой скорости, главное, резко не тормозить. Если забуксовали на скользкой дороге или снегу, попробуйте «раскачать» автомобиль: вперед – первая передача, назад – задняя и работайте сцеплением.

  • Едем в гору или спускаемся с горы

При таком движении надо, чтобы передача была включена. При подъеме в гору на машине с МКП, чтобы не случилось отката, надо выжать сцепление, одновременно с этим включить передачу и нажать педаль газа, отпуская плавно сцепление. Если подъем затяжной, надо выбрать передачу (обычно вторая или третья), чтобы не переключаться в конце подъема, а если при подъеме есть крутые повороты – включить лучше сразу первую.

Буксировка в гору делается на первой передаче, тем самым достигается запас мощности двигателя. Спуск с горы надо делать при включенном двигателе и передаче: чем круче спуск, тем ниже передача. Одними тормозами действовать опасно, они нужны, чтобы притормозить, но замедлять движение лучше двигателем, включив низшую передачу. Спускаться с горы рекомендуется на такой же скорости, как и при подъеме. Педаль тормоза нужна для контроля движения автомобиля по инерции: как только начали сильно разгоняться, тормозим.

Сегодня существуют школы экстремального вождения, где учат управлять автомобилем в сложных дорожных и погодных условиях, но лучшая школа — ваш опыт. Главное, с приобретением этого самого опыта, не теряйте бдительность и старайтесь не превышать скорость, разрешенную дорожными знаками.