Как установить норму расхода топлива грузовых автомобилей?

В первую очередь, необходимо обратиться к положению Министерства Транспорта о нормах расхода топлива. Это основной документ, на основании которого нужно утверждать данные нормы. Но в этом нормативе есть поправка: «если в предоставленном списке автомобилей нет используемого на Вашем предприятии, тогда разрешено устанавливать внутри организационные нормы». Это значит, что произвести контрольный замер расхода топлива грузовиком необходимо составом комиссии, желательно не менее 3-х человек (специалист по учету, диспетчер, механик).

Сначала заправить автомобиль до полного бака на АЗС, отметить до какого уровня горловины залито топливо, запомнить место остановки автомобиля рядом с колонкой (это важно, так как идеально ровных площадок нет и на топливном баке объемом в 690 литров отклонение от уровня на 1 см даст отклонение по топливу в объеме 10-11 литров). Затем произвести контрольный замер на относительно не ровной дороге (с подъемами и спусками). Заранее запланируйте маршрут, чтобы расстояние до точки разворота было ровно 50 км, тогда при возвращении на АЗС расстояние на одометре будет равным 100 км (так как норма устанавливается по формуле Х л/100 км). Следует учесть, что масса автомобиля в процессе езды не менялась и была минимальной. Например, если здесь вы купили бортовой прицеп, его желательно отцепить, чтобы не искажать результаты измерений.

rashod-topliva-gruzovika

Нужно, чтобы механик или другой член комиссии находился в кабине для контроля водителя, ведь 60 км/ч можно проехать на разных передачах и скорость останется неизменной, а расход топлива будет различаться. При возвращении на АЗС необходимо выставить автомобиль на ту же позицию, что и при первоначальной заправке. Заправляем топливный бак до отмеченного уровня. Получаем расход топлива измеряемого автомобиля с помощью заправочной колонки. Но, как известно, не все АЗС заправляют в полном объеме. Причины могут быть разные, но предположим, что причина в разности температуры топлива в резервуаре и температуре внешней среды. А закладывать эту погрешность в нормы списания, как минимум, не выгодно.

Поэтому стоит использовать при конечном заливе (начальный не повлияет на расход: он нужен только для определения уровня полного бака и определения площадки проведения замера) подготовленную мерную емкость. Хватит и 5-литрового мерного стакана, так как расход большинства грузовых автомобилей вряд ли превысит 40л/100 км. Если применять такой способ измерения, тогда можно использовать любой участок АЗС, выставляем автомобиль и с помощью мерной емкости доливаем до отметки в горловине. Получаем расход топлива измеряемого автомобиля с помощью выверенной емкости.