Коробки передач автомобиля

Увеличение числа передач привело к созданию коробок передач с демультипликатором, устанавливаемым впереди и сзади основной коробки передач, а также к дальнейшему совершенствованию полупланетарных коробок. Размеры коробки передач, ее общая масса, масса зубчатых колес и подшипников помимо нагрузочного режима также зависят от ее конструктивной схемы, которая определяется мощностью двигателя, массой колесной машины и другими параметрами. Постепенно выработалась определенная размерность по модулю и межцентровому расстоянию для коробок передач колесных машин.

В первом приближении размерность связывают только с одним параметром — крутящим моментом двигателя. В табл. 32 даны средние значения межцентровых расстояний а0 для трех- вальных, многовальных, полупланетарных и планетарных коробок передач.

korobka-peredach-avtomobilya

Рассмотрим особенности различных вариантов коробок передач

Трехвальные коробки передач имеют три основных вала: первичный, промежуточный и вторичный. Они обеспечивают получение прямой передачи непосредственным соединением ведущего (первичного) и ведомого (вторичного) валов. Применение получили трех-, четырех-, пяти- и шестиступенчатые коробки передач. Их конструкции развивались по следующим направлениям: переключение передач вначале осуществлялось передвижением зубчатых колес по валу, затем появились торцовые зубчатые муфты и, наконец, синхронизаторы; эвольвентные зубчатые колеса без коррекции, затем с равновысотной и, наконец, с угловой коррекцией, взамен прямозубых — косозубые зубчатые колеса, взамен шариковых — цилиндрические и конические роликоподшипники.

Впереди коробки передач в некоторых конструкциях устанавливают еще одну пару зубчатых колес (делитель), которые приводят в движение промежуточный вал. На 44 приведены схемы подобных коробок передач. Из схем видно, что для удвоения числа передач при установке редуктора за коробкой передач (понижающий редуктор) он должен иметь две пары зубчатых колес. Однако такого же удвоения можно добиться установкой всего одной пары зубчатых колес впереди коробки передач. Указанные коробки передач имеют два механизма управления: один управляет основной коробкой, а второй — дополнительной.

Обычно общий диапазон передаточных чисел коробки передач с передним делителем D « 10, а отношение передаточных чисел зубчатых колес привода промежуточного вала равно знаменателю геометрического ряда q (44, а); диапазон передаточных чисел коробки передач с понижающим редуктором 12—14, а передаточное число редуктора qny где п — число передач в основной коробке.