Технологии будущего: машина на автопилоте (1-я часть)

Автопилот – это устройство, которое чаще всего ассоциируется с самолетами. Однако сегодня многие производители авто объявляют о серийном производстве машин с автопилотом. И следует отметить, что разработка систем ведется уже давно, и испытания прошли успешно. В чем преимущества автомобилей с автопилотом?


avtopilot-v-mashine-budushego

В вашем распоряжении оказывается самоуправляющаяся машина будущего, которая может самостоятельно передвигаться в городских пробках, а именно – разгоняться и тормозить, маневрировать без участия водителя. Дальнейшее развитие таких систем будет происходить по трем направлениям, то есть автопилот будет включать систему помощи в пробках, систему слежения за дорогой, а также систему коммуникации между автомобилями. Что подразумевает каждое из этих направлений?

Система помощи в пробках – это самый простой вариант. Он выходит в комплектацию нескольких марок автомобилей – например, компании Форд. Эта система называется Traffic Jam Assist. Какую помощь она может оказать? Система будет полезна в пробках и особенно в остановках перед светофором. Например, автомобиль может сам остановиться, если уже остановилась идущая впереди машина. Если поток впереди начнет движение, то и автомобиль сам начнет набирать скорость. Кроме того, он сможет сам поворачивать на изгибе дороги. Тормоз, руль и газ при этом работают автономно, и потому участие водителя в процессе не требуется.

Казалось бы, технология, по которой работает система помощи в пробках, должна была бы стать революцией в транспортной отрасли. Однако на самом деле это – просто в ней по-новому используются функции, уже давно внедренные в массовое производство. Частично это – активный круиз-контроль, функция, при которой система получает данные с радара, и поэтому может сама в случае необходимости тормозить или разгоняться, в зависимости от того, каков режим движения у автомобиля, идущего впереди.

Вторая система – это Lane Assist. Она позволяет следить за дорожной разметкой: по сигналу специального оптического датчика автомобиль подруливает и возвращается в свой ряд, если датчики зафиксировали пересечение дорожной линии. Обе из указанных систем давно реализуются в автомобилях, но – каждая по отдельности. Сегодня они объединены в одну, и это позволяет включать автопилот для ориентации в пробке. То есть автомобиль все равно не способен самостоятельно доехать до цели, но управлять им стало намного проще. Среди таких новинок, ориентированных на помощь в вождении, следует выделить автомобильную навигационную системы с дополненной реальностью, разработанную компанией Pioneer.

Напомним, что функция Traffic Jam Assist может нормально работать при скорости до 60 км/ч. Полная же остановка происходит на расстоянии трех метров до идущего впереди автомобиля. Инженер компании «Форд» Вей Торстен утверждает, что такая система повышает безопасность езды, но полностью расслабиться за рулем с газетой в руках у водителя не получится, поскольку электроника ему помогает, но не заменяет. Используя автопилот, водитель должен оставаться внимательным, следить за дорожной ситуацией, чтобы в любой момент перейти на ручное управление.

Пока усовершенствованный автопилот для пробок на дорогах не устанавливается на серийных автомобилях Ford. Это будет возможно только в течение ближайших нескольких лет, самого недалекого будущего. Однако помимо этого концерна, над созданием подобных систем работают такие бренды как Audi, BMW, Mercedez. Так, на моделях Audi A8 уже установлен автопилот, который также называется Traffic Jam Assist.

Следует отметить, что автопилот – это не только система движения в пробках. Есть комплексы, которые позволяют управлять движением машины на скоростных трассах. К числу таких разработок относится «Временный автопилот» Temporary Auto Pilot от Volkswagen. Система работает по тому же принципу, что и описанная выше Traffic Jam Assist, то есть сочетает круиз-контроль и систему слежения за разметкой, но может нормально функционировать и при скорости до 130 км/ч.

Многие производители сообщают о разработках с подключением спутниковой навигации, что позволит системам автомобиля ориентироваться еще точнее. В частности, такая система есть у бренда Кадиллак. Называется она Super Cruise и позволяет интегрироваться со спутниковой навигацией. Однако в массовое производство ее запустять не раньше 2015 года.

Интересно, что разработкой автопилотов занимаются не только автомобильные концерны. Об успешных испытаниях «беспилотников» заявил Google. Специалисты компании разработали систему, позволяющую автомобилю передвигаться самостоятельно, используя данные радаров, навигационных карт и камер наблюдения. В компании Google говорят, что такой автомобиль смог преодолеть по дорогам США свыше полутора тысяч километров без участия человека. Впрочем, водитель за рулем все равно был.

Интересно, что за время испытаний автомобиль в аварию попадал дважды, причем каждый раз машиной управлял водитель, а не автопилот. Заключительная часть —>